Спрос на полимерную пленку в России увеличивался на протяжении нескольких лет, локализация производства упаковки для транснациональных и отечественных компаний в главных сегментах достигла почти 100%. Но прежние предпосылки развития себя исчерпали – количества продукции, которую надо упаковывать, больше не станет. Где найти фактор роста на перспективу?
Сырьевое обеспечение
Основными базовыми полимерами для производства полимерной упаковки, в частности многих видов пленок, являются самые крупнотоннажные пластики – полиэтилен и полипропилен. Предложение и спрос на рынке полипропилена (ПП) в 2016 г. продолжили рост, также положительную динамику показал и рынок полиэтилена низкой плотности (ПЭНП). И основным драйвером роста для обоих видов полимеров последние годы являлся сегмент гибкой и жесткой упаковки для пищевого и непищевого применения. Доля сегмента упаковки в общем объеме потребления полипропилена составляла 46%, в полиэтилене низкой плотности - 71%.
В 2016 г. РФ занимала лидирующие позиции в мире по динамике роста потребления ПП и ПЭНП, хотя в абсолютном выражении по-прежнему продолжает отставать от среднемирового уровня использования полиолефинов на душу населения. Другими словами, у России остается достаточно высокий потенциал для роста потребления данных видов пластиков, и его необходимо использовать.
Тем временем производители работают над расширением сырьевого обеспечения
Как выяснилось в ходе дальнейшего обсуждения на конференции, практически все производители полимеров разделяют мнение, что потенциал развития отечественного рынка полимерной упаковки заложен в создании специальных решений совместно с переработчиками и конечными потребителями.
Рынок полимерных пленок
Общий объем российского рынка гибкой упаковки в 2016 г. составил 450 тыс. т. Самые крупные сегменты рынка – BOPP-пленки на основе ПП и LDPE-пленки на основе ПЭНП. Их потребление достигло 145 и 180 тыс. т соответственно. Доли более нишевых видов продукции представлены на диаграмме. Приблизительная денежная оценка потребленной в 2016 г. пленки на основе полимеров – 140 млрд руб. или 2.3 млрд евро (по курсу 60 руб./€)
За первый квартал 2017 г. отечественный рынок полимерных пленок не показал заметного роста, и по итогам года существует большая вероятность падения его объемов.
Эффект девальвации рубля с декабря 2014 г. к началу текущего года был полностью исчерпан. Так, в 2015 г. рынок увеличился на 10%. В первом квартале 2016 г. темпы роста оставались на том же уровне, но уже к середине года они замедлились, и в итоге годовой прирост составил всего 2%. В числе основных причин стагнации - снижение доходов населения и, как следствие, падение потребления. Кроме того, укрепление рубля более чем на 20% сделало импорт более конкурентоспособным, и иностранные производители нашли возможность экспорта продуктов питания в обход эмбарго.
До 2015 г. транснациональные пищевые компании ежегодно импортировали около 30 тыс. т. упаковки. За два года объемы закупок были переведены в Россию и подтолкнули спрос в т.ч. и на новые мощности, однако укрепление рубля может легко отыграть этот процесс – те же потребители могут вернуться к хорошо налаженным каналам импорта пленок от своих глобальных поставщиков. В условиях стагнации рынка предложение может возобладать над спросом, что приведет к дисбалансу.
Тем не менее, опасения разделяют не все участники рынка. Проведенный во время конференции опрос показывает, что респонденты разделились примерно пополам на уверенных оптимистов и осторожных пессимистов: 45% участников прогнозируют продолжение роста рынка в 2017 г. , 47% опрошенных обеспокоены тем, что факторы роста исчерпаны, в то время как 8% ожидают падение.
Российский рынок полимерных пленок до 2017 г. включительно чувствует себя довольно уверенно по известной причине импортозамещения продовольственной продукции. Однако пришла пора искать новый драйвер развития, определить запросы и возможности рынка, меры государственной поддержки отрасли, т.к. масштабы установки нового оборудования очень велики. Когда все машины будут запущены, рынок может вернуться к периоду жесткой конкуренции между производителями упаковки и преобладания предложения над спросом.
По данным Минпромторга России, в 2016 г. организациям химического комплекса была оказана господдержка на сумму 2.4 млрд руб. В том числе субсидирование НИОКР, компенсация части процентной ставки по инвестиционным кредитам, продолжил свою деятельность созданный в 2014 г. Фонд развития промышленности. Участникам рынка полимерных пленок открыты существенные возможности для привлечения капитала и компенсации затрат. Помимо государственных вливаний, появляются и частные проекты для со-финансирования российских компаний. Одним из них стал открытый в Люксембурге CREON Energy Fund для вложений частных инвестиций объемом до 100 млн евро в проекты в сфере нефтепереработки и химической промышленности. Это уровень малого и среднего бизнеса, наиболее чувствительный к сокращению кредитования, который сегодня наблюдается в нашей стране.
Будем надеяться, что 2017 станет годом, когда российская упаковочная индустрия и рынок полимерных пленок закрепится на завоеванных позициях и сможет выйти на новый виток развития благодаря инновационным и нишевым сегментам.
Составил Н.Асатиани, генеральный директор INVENTRA.
Использованы доклады Д.Шастина (СИБУР), А.Чубыкина (Daetwyler SwissTec), материалы дискуссии.
Источник: unipack