Перспективы развития российского рынка гибкой упаковки в современных условиях

1К настоящему времени в мире производится продовольствия около 3,9 млрд т/год, из которого, примерно, треть теряется. Свести эти потери к минимуму призвана именно упаковка. Несмотря на усилия по защите климата и увеличению экологической устойчивости, мировая упаковочная промышленность переживает бум. Согласно западным исследованиям, ожидается дальнейший рост продаж упаковочной продукции с 770 млрд долл. США в 2021 году до 1 трлн долл. США к 2025 году.

В современном мире большинство упаковочных материалов для пищевой промышленности производится из невозобновляемых ресурсов, как правило, из полимеров класса полиолефинов: полиэтилена, полипропилена и их сополимеров.

Гибкая полимерная упаковка занимает значительную долю в структуре рынка как за рубежом, так и в России. На мировом рынке более 60% гибкой тары приходится на пищевую промышленность. Эксперты прогнозируют, что глобальный рынок гибкой упаковки превысит 250 млрд долл. к 2024 году.

Согласно современным опросам, 83% брендов в настоящее время используют ту или иную гибкую упаковку. Кроме того, 26% брендов увеличили внедрение гибкой упаковки за последние пять лет, в то время как 31% намерены сделать это в ближайшее время.

 

Крупнейшим потребителем упаковочной продукции является пищевая промышленность, которая использует более 50% общего объема потребления различных видов упаковки.

Среди основных современных тенденций развития мирового рынка гибкой упаковки в пищевой отрасли следует отметить рост производства биоразлагаемой упаковки; увеличение числа вариантов гибкой упаковки, увеличение количества функциональных слоев, стремление к мономатериальности; потребность в различных вариантах расфасовки, особенно мелкой, порционной.

В настоящее время в России широко применяется многослойная полимерная упаковка с наиболее распространенными в пищевой отрасли сочетаниями пленок:

- ПЭТ/ПЭ (для кофе, чая, замороженных продуктов);
- БОПП/ПЭ (для продуктов, упакованных с применением термосварки, замороженные товары);
- ПЭ/ПА/EVOH (герметичная барьерная упаковка для сыра, мяса и др);
- фольга/бумага/ПЭ (для масложировых продуктов);
- БОПП или ПЭТ с напыленным металлическим слоем (для снэков и т.п.).

Такое разнообразие обусловлено, в первую очередь, теми преимуществами, которое дает использование такой упаковки для потребителей:

- прочность, герметичность, превосходные защитные свойства (от воздействия кислорода и света, от потерь влаги и др.);
- увеличение срока годности продукта, а значит – снижение объема пищевых отходов;
- уменьшение массы упаковки и, как следствие, экономия ресурсов и энергии, снижение вредных выбросов при производстве и транспортировке;
- удобный формат упаковки;
- пригодность к нанесению высококачественной печати.

3

Эксперты однозначно прогнозируют дальнейшее увеличение рынка полимерной упаковки, а также рост спроса на прозрачную упаковку и упаковку определенного размера, связывая эту тенденцию с трендом на разумное потребление.

Поскольку упаковка остается источником создания добавленной стоимости, для российских потребителей сохраняется высокая значимость таких критериев, как себестоимость упаковки, которая отчасти зависит от ее размера, удобство применения, соотношение цена/качество.

Текущая ситуация на российском рынке упаковки достаточно уникальна: ее высокая турбулентность началась еще с пандемии в 2020 году и усугубилась под влиянием западных санкций. Запрет поставки в Россию полиграфического сырья и продукции, включенный в пятый пакет санкций ЕС в связи с СВО в 2022 году и, в целом, снижение покупательской способности населения, приводят, с одной стороны, к необходимости импортозамещения зарубежной упаковки пищевых продуктов, а, с другой стороны, к росту спроса на более простую и дешевую упаковку. Под ограничения попали краски (пигменты), клеи, растворители, что создало существенные проблемы для производства всех основных типов упаковки.

Наблюдается и положительный эффект влияния санкций. Во-первых, введенные ограничения подтолкнули бизнесменов активно искать выход на производителей сырья непосредственно (а не через посредников). Во-вторых, в нынешней обстановке уменьшилась зависимость от западных компаний на российском рынке, что открыло новые возможности для отечественного бизнеса.

У отечественных производителей появилась возможность удовлетворить возросший спрос, занять освободившуюся нишу, продолжать успешно работать без иностранных партнеров.

По прогнозам, российский рынок упаковки будет консолидироваться и укрупняться, а клиент станет менее требовательным к упаковке с точки зрения красоты и маркетинга.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: зарубежную упаковку можно импортозаместить, было бы желание, ведь свято место пусто не бывает. Наличие в стране собственных производственных мощностей, не зависящих от поставок из-за рубежа, работает на суверенитет государства.

Наша задача – обеспечить стабильную работу предприятия на перспективу в новых современных условиях рынка, несмотря на все внешние обстоятельства.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить