Красивая и эффективная обертка: как меняется российский рынок упаковки

2Для российского рынка упаковки последний год прошел под знаком импортозамещения. Ушли иностранные бренды, часть западных производителей объявили о передаче бизнеса отечественному менеджменту, который, в свою очередь, начал активный поиск аналогов материалов и сырья.

После введения санкций ситуация на рынке упаковки была достаточно нестабильной: производители,
в особенности работающие с пищевой продукцией, вынуждены были менять логистические цепочки и перенастраивать производство с учетом «выпавших» иностранных компонентов. Уход иностранных компаний в области упаковки не явился таким уж фатальным. Российским производителям удалось достаточно быстро сориентироваться и предложить собственные решения, тем более что еще до санкций началась активная разработка отечественных аналогов сырья.

66% респондентов российского опроса “Что происходит с упаковкой?” ответили, что для того, чтобы обеспечить компанию упаковкой, они стали активно развивать сотрудничество с отечественными производителями, а 33% ищут возможности импорта упаковочных материалов из других стран. Половина респондентов внесли незначительные изменения в дизайн упаковки, более 33% — сильно поменяли дизайн, 83% — значительно сократили использование красок. При этом абсолютное большинство участников опроса связывают свое будущее с расширением сотрудничества с отечественными производителями упаковки.

По оценкам экспертов, сегодня условия рынка заметно нормализуются, и в течение 2023 года цена на упаковку, скорее всего, окончательно стабилизируется. При этом в последующие два года рынок упаковки будет иметь устойчивую тенденцию к росту со значительной долей активизации импортозамещения.

В отличие от предыдущих кризисов, для которых были характерны снижение спроса и падение покупательской способности, в ходе нынешнего, на фоне западных санкций, отрасль, напротив, столкнулась с дефицитом самых разных видов сырья и материалов для упаковки (добавок, красок, клея и т.п.). Это заставило производителей менять европейских поставщиков на локальных и азиатских контрагентов. Также компании продолжили разрабатывать новые компоненты и внедрять новые виды упаковки.

2 2

В настоящее время прослеживается тренд на экологичность упаковки, необычные варианты брендинга, нанесение QR-кодов для получения более подробной информации, использование дополненной реальности. Также упаковка стремится быть более удобной как для торговых сетей, так и для клиентов.

Значительную долю рынка сегодня занимает гибкая полимерная упаковка, являясь наиболее популярным упаковочным решением. Отрасль упаковки является одним из главных «потребителей» полимеров — в мире на нее приходится до 44% от всех выпускаемых пластиков. Сейчас отечественное производство на 99,5% обеспечивает потребности внутреннего рынка. Российские компании выводят на рынок новые решения, наиболее удовлетворяющие запросы потребителей. В планах — поэтапное увеличение производства полимеров для изготовления пищевой упаковки и разработка новых марок для замещения импорта.

Перемены на рынке упаковки совпали с ростом популярности экологических трендов, в том числе, в пищевом производстве. Этим поспешили воспользоваться отечественные производители, предлагающие новые наиболее востребованные упаковочные решения, среди которых - активное использование вторичного сырья, содержащего до 25-30% повторно используемого полимера.

4
По текущим экспертным оценкам, в ближайшие пять лет только за счет инновационных «зеленых» методов производства российский рынок переработки полимерных отходов может вырасти в 2-5 раз, в зависимости от типа отходов.

В рамках новых экологических тенденций уместными оказались и уход от многокомпонентной упаковки, и минималистичные дизайнерские решения в плане изменения привычного формата товарных упаковок с использованием меньшего количества цветов. То, что было лишь вынужденной мерой в отсутствие привычного сырья, стало актуальным решением, поддержанным не только производителями, но и ритейлерами, выпускающими товары под собственной торговой маркой.

Существуют и примеры инноваций, таких как производство прочных упаковочных пленок из березы, предложенное учеными “Красноярского научного центра”. Им в сотрудничестве с коллегами из Южно-Китайского технологического университета удалось выделить из древесины березы биоразлагаемый полимер Ксилан, не оказывающий негативного влияния на окружающую среду. Из-за высокого содержания полисахарида в растениях, относительно легкого извлечения и хорошей растворимости в воде Ксиланы могут заменить полимеры на нефтяной основе. Их потенциальное и многообещающее применение – пленки и покрывающие агенты. Ксиланы могут использоваться для создания пленок различной толщины и структуры для пищевой, фармацевтической и биотехнологической отрасли, в частности, для производства упаковки.

Несмотря на санкции и ограничения в поставках, отечественные производители продолжают снабжать рынок упаковкой, не только наладив выпуск «выпавших» компонентов, но и разрабатывая новые эффективные решения в качестве аналогов западному сырью и постоянно улучшая качество их компонентов. Российский упаковочный рынок не стоит на месте, успешно развивается и становится все более устойчивым и гибким.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить