Британская исследовательская компания Smithers прогнозирует устойчивый ежегодный рост рынка упаковочной печати до 2027 г. Спрос на этикетки и упаковку с печатью продолжает расти и представляет собой стратегический приоритет для производителей печатных машин, поставщиков красок и поставщиков услуг печати в течение последующих лет. Флексографская печать останется наиболее широко используемым процессом печати из-за ее популярности в производстве изделий из гибких пластиков, а также этикеток. На нее приходится около 36% современного рынка. Тем не менее, наибольший рост произойдет за счет цифровой печати для упаковки с ее конкурентоспособной ценой по сравнению с налаженной аналоговой печатью.
Упаковочная печать будет по-прежнему оставаться в центре внимания дальнейших технических инноваций. Среди основных вызовов времени стоит отметить:
- повышение экологической устойчивости систем печати за счет минимизации отходов, оптимизации энергоэффективности печатного оборудования и разработки систем, которые могут печатать на множестве новых более экологичных упаковочных материалов, включая гибкую барьерную бумагу, формованное волокно и конструкции из мономатериала;
- адаптация к новым законодательным требованиям с целью отказа от одноразового пластика и улучшения возможностей вторичной переработки всех форматов;
- реагирование на модели закупок печатной продукции после пандемии за счет сокращения времени оборота, использования бизнес-моделей печати по требованию и обеспечения более экономичных коротких заказов для рекламы и версионирования;
- необходимость сделать печатные услуги более устойчивыми и гибкими, чтобы выдерживать сбои, в том числе следуя постпандемийной тенденции к переносу производства ряда определенных основных товаров повседневного спроса в близлежащие к месту сбыта районы;
- внедрение новейших технологий в области автоматизации как в цифровом, так и в аналоговом производстве, позволяющих повысить скорость отклика и общее качество печати, согласованность и время безотказной работы.
Рынок печати также выиграет от достижений в программном обеспечении для рабочих процессов, делающих печать более упорядоченной и экономичной, тем самым позволяя производить больше малых тиражей.
При этом наиболее популярной до сих пор остается полимерная упаковка, доля которой составляет 50%, а среди полимеров наиболее распространенными становятся гибкие варианты упаковки в виде мешков, пленки для производства более удобной и практичной упаковки, которая легко открывается и закрывается, имеет небольшой вес и позволяет порционно отбирать продукт.
Рынок упаковки имеет несколько важных тенденций, которые будут продолжать развиваться в дальнейшем. В первую очередь, это увеличение производства, а также использование материалов, позволяющих продлить сроки хранения. Кроме того, будет расширяться сфера применения термоусадочной пленки и термоформованных средств для упаковки. Теперь основное внимание уделяется материалам, которые подлежат вторичной переработке, а также обладают повышенными защитными, барьерными качествами.
Упаковка становится антиинтрузионной, то есть содержимое в ней невозможно заменить, благодаря чему существенно снижается вероятность подделки товаров и продукции. В такой упаковке используется две основных составляющих: техническая - для защиты от поделки и рекламная – как показатель заботы производителя о защите прав потребителя на качественный и оригинальный продукт.
Положительное влияние на рынок полимерной упаковки оказывает то, что он практически на 90% обеспечен отечественным производством. Дефицит импортного сырья и комплектующих способствует оптимизации производства, поиску новых локальных поставщиков и поставщиков в Азии, упрощению структуры упаковки.
Даже несмотря на то, что экономика сейчас находится не на самом высоком уровне, Россия продолжает занимать достаточно высокое восьмое место в мире по производству упаковки.
По оценкам отечественных аналитиков, объем российского рынка упаковки может увеличиться на 30% и достигнуть к концу 2025 года 1,7 трлн руб. При этом доля экоупаковки может составить до 50% от всего объема выпускаемой в России.
Российский рынок упаковки является одним из самых быстроразвивающихся сегментов экономики РФ. В период с 2023 по 2025 год рынок упаковки будет иметь устойчивую тенденцию к росту, где ключевыми факторами станут, в первую очередь, активизация импортозамещения, а также рост производства упаковки для пищевых продуктов - на 8–10% в год.
Таким образом, нынешняя ситуация дает России большие возможности, которые производители совместно с государством могут выгодно использовать для дальнейшего расширения и укрепления упаковочной отрасли.